«Что значит быть свободным?» ( по кн. В. Франкла «Основы логотерапии») Услышав слово свобода, многие, если не все, сразу представляют себе бескрайние просторы, залитые ярким и теплым солнечным светом. Ведь в самом простом и примитивном представлении, свобода - это физическое состояние человека. Еще несколько дней назад мы все были свободны - работать, учиться, отдыхать мы могли в любом выбранном нами месте. Но всё меняется очень быстро и ограничения увеличиваются с каждым днём. Пока наша свобода не ограничена пространством нашей квартиры, но представить такую ситуацию становится всё проще. Многие боятся потерять свободу, даже в этом самом узком понимании. Мы боимся оказаться закрытыми в своём родном доме, в который обычно так стремимся попасть. Но наши квартиры теплые и уютные, с достаточным запасом вкусной еды сильно отличаются от тех мест, где на самом деле ограничена свобода человека, например, от камер и карцеров тюрем или бараков концлагерей. Лишь там люди начинают не просто задумываться, а начинают остро чувствовать совершенно другое понимание свободы, гораздо более значимое для человека, как для личности. Человек, свобода которого ограничена территорией концлагеря, может быть свободен в самой глубине своей души и именно эта свобода становится основополагающей для него, чтобы сохранить не только свою жизнь, но и человеческое лицо. Психиатр, психолог и философ Виктор Франкл был узником концентрационного лагеря. В книге “Основы логотерапии” он описывает этот период своей жизни не со стороны ужасающих сухих фактов, а именно со стороны чувств и мыслей заключенных, которые при этом обладают некоторой свободой, но отнюдь не физического плана. Каждый попадающий туда человек перестаёт быть таковым. У него забирают все личные вещи, его раздевают донага, его подвергают селекции и полному неведению собственной будущей жизни. Он становится номером из толпы таких же, как он номеров, абсолютно ничем не отличающихся от других, хотя еще совсем недавно он мог быть выдающимся ученым, писателем или совсем обычным отцом семейства. Теперь он - никто. Наверно, нужно объяснить, как это связано со свободой. Человек, попавший в концлагерь “обнуляется”: уходит всё личное, начиная с имени и вещей. Но память прошлого остается, хотя и затуманивается нынешними страданиями. И именно в возвращении в прошлое и остается личная история человека, непосредственно связанная с осознанием собственной индивидуальности. Ведь сложно даже представить себе человека без истории. Человек, не помнящий прошлого существует вне времени, если он вообще может существовать, потому что оторвавшись от прошлого он теряет и связь с будущим. А в сохранении этой памяти тоже заключается свобода - свобода помнить Кто я? Кроме того, свобода, если говорить о духовной свободе, а иной просто не могло быть у заключенных в концлагерях, качество личности, а отнюдь не человека, как представителя биологического вида. Когда же стирается личность, тогда уходит и свобода этой личности. Именно поэтому так важна для заключенных духовная жизнь, которая, казалось бы, должна была уничтожаться жестокостью лагеря. Но все происходило наоборот: среди абсолютно необъяснимой агрессии и суровости, изнуряющего физического труда и прочих ужасов человек начинал искать силы “в богатой внутренней жизни и духовной свободе”. Именно поэтому люди физически более слабые могли перенести гораздо больше, чем здоровые и крепкие. Часто человек начинает обращаться к Богу, понимая, что кроме Него никто не может помочь. Но религия спасает скорее души людей, чем их личности. Для личности важны ответы на вопросы о цели существования во мраке страданий, конец которым может наступить не скоро, а может и не наступить вовсе. Не каждый человек готов страдать за грехи всех на Земле, гораздо понятнее страдание ради благополучия своих близких, пусть и весьма призрачного. В этот момент люди снова вспоминали о своей индивидуальности, ведь у кого-то есть незаконченное дело жизни, а у кого-то брошенная семья. Возможно ни того, ни другого уже нет, и, вернувшись домой, человек снова осознает бесцельность своего существования, но сейчас это может продлить ему жизнь на долгое время и поможет снова почувствовать себя личностью, а не просто номером. Другим выражением духовной жизни было искусство. Оно было в лагере, хоть и не в том классическом понимании, к которому мы все привыкли. Но всё же там были импровизированные кабаре, заставляющие изможденных голодных людей вместо отдыха идти в другой барак, чтобы хоть ненадолго отвлечься от ужасов своей реальной жизни. Другим ярким проявлением искусства было чувство юмора, ведь в условиях постоянных страданий находить что-то забавное и веселое в своей жизни или в призрачном благополучном будущем было настоящим искусством, на которое были способны не все. Но сама возможность посмеяться над ужасами собственного существования является проявлением необыкновенной свободы личности. Ещё одним проявлением искусства, возможно, самым понятным, было созерцание - созерцание прекрасных природных ландшафтов, находящихся далеко от лагеря, но так манящих глаз человека, привыкшего видеть серость страдания вокруг себя. Даже сквозь ограду или маленькое зарешеченное окно вагона природная красота пробивалась в жизнь узников, и чем меньше её можно было найти вокруг себя, тем больше она помогала выживать несмотря ни на что. Ярким проявлением искусства, никак несравнимым со всей остальной лагерной жизнью, был очень маленький эпизод – услышанное сквозь сон «грустное танго» скрипки. Невозможно представить, чтобы мелодия этого инструмента смогла бы кого-то разбудить, тем более изнурённого трудом, голодного, обессиленного человека. Но это музыка как метафора необыкновенной силы искусства, для которой нет границ и преград, которая способна пробудить от тяжёлого кошмарного сна целый мир, забывший, что такое красота. Эта музыка напоминает, что время идет вперед и помимо страданий есть и радости – радость рождения человека, радость существования родного и близкого человека где-то рядом и пускай ты не можешь его увидеть и поговорить с ним, но само осознание того, что связь с ним нерушима, радует человека. Этот эпизод рассказывает не только и не столько об искусстве, сколько о возможностях души человека быть чуткой, несмотря на страдания и испытания, переживаемые день за днём. А именно эта чуткость души сохраняет человечность, когда стирается и отвергается всё, даже день твоего рождения – день, когда ты появился на свет и стал тем, кем являешься до сих пор. Но каждый свободен знать этот день и мысленно, по той самой нерушимой связи, напомнить человеку, что он не один помнит этот день, у него есть семья, в которой он родился и частью которой является. Лагерная жизнь ожесточает человека, стирая границы добра и зла - то, чем ты поможешь своему другу, убьёт другого узника или тебя самого. Как поступить правильно: дать более сытную часть супа товарищу или всем налить поровну, дать лекарство умирающему другу, положение которого абсолютно безнадежно, или сохранить это лекарство для другого больного, которому оно еще в силах помочь, остаться с умирающим товарищем, чтобы успокоить его и помолиться об упокоении его души, или сбежать из лагеря, спасая собственную жизнь? В таких условиях говорить о правильных и неправильных поступках кажется невозможным. Но ведь люди привыкли оценивать свои действия, этому нас учат с детства, объясняя нам - что такое хорошо, а что такое плохо. И к мукам физическим добавляются муки совести, действующие гораздо более разрушающе на личность. Хотя наравне с этими муками появляется ещё одна свобода - свобода выбора, и пусть она необыкновенно мала, это гораздо лучше, чем её полное отсутствие. Так что же значит быть свободным? Свобода - необыкновенно широкое понятие, которое невозможно осознать пока не столкнешься с его отсутствием. Быть свободным значит осознавать себя и свои желания и иметь возможность их исполнить, хотя бы в какой-то мере.

Теги других блогов: свобода ограничения логотерапия